Как мы создавали наш Орган самоорганизации населения (ОСН) - Уличный комитет


В Украине до сих пор существует система управления советского образца. Конституция Украины, которая была принята в 1996 году заложила другие основы управления в государстве. Но фактически ничего не изменилось, потому что большинство людей не знают своих прав, Конституцию не читали и не требуют выполнения ее статей, не чувствуют себя хозяевами. А старые номенклатурные структуры, пользуясь этим управляют по своему произволу.
Согласно Европейской Хартии местного самоуправления только собственник может образовывать все необходимые людям административные органы. Пока не созданы Громады, наше совместное имущество и средства нам не принадлежат и ими распоряжается кто угодно. Осуществлять свои права граждане могут через Территориальные громады (ТГ) и через Органы самоорганизации населения (ОСН), из которых и состоят Территориальные громады. ОСН - это домовые, уличные и квартальные комитеты. Но эти комитеты (кирпичики Громады) надо сначала создать и оформить в соответствии с законодательством.
Уличный комитет - это Орган самоорганизации населения. Его должны создавать люди по своей инициативе. Комитет избирается на общем
собрании жителями, которые проживают на соответствующей территории. По Закону Украины «Об органах самоорганизации населения» он состоит из Председателя комитета, заместителя, секретаря и его членов. На этом же собрании граждане утверждают План социально-экономического и культурного развития своей территории и Положения Комитета - основной документ, который в пределах действия Комитета имеет силу закона. В нём прописаны основные направления деятельности Комитета, принципы его работы, порядок использования средств, другого имущества, и т.д.


Комитет работает на принципах законности, гласности, выборности, финансовой и организационной самостоятельности, подотчетности, подконтрольности и ответственности как перед городскими советами, так и перед жителями, которые избрали Комитет. Формой работы Комитета являются заседания. Заседание правомочно, если в нем принимает участие более половины его общего состава. Комитет информирует граждан о своей деятельности, своих решениях и организует обсуждение проектов его решений по важнейшим вопросам. Не реже одного раза в год Комитет отчитывается о своей деятельности на собрании жителей по месту жительства. Жители должны проголосовать - признают они работу Комитета удовлетворительной и продолжают его полномочия или предлагают внести изменения в его состав. Также на собрании жители могут вносить свои предложения в план развития их территории. Если предложения одобрены большинством жителей, эти предложения, отраженные в протоколе собрания, добавляются в план развития города. Городской совет передает Комитету материально-технические и другие ресурсы и средства из городского бюджета для реализации его задач. Одна из задач Комитета - представлять (вместе с депутатами) интересы жителей дома, улицы, микрорайона в соответствующем совете и его органах, в органах исполнительной власти, работать в постоянных комитетах горсовета.
В случае невыполнения решений собрания жителей или неисполнения своих задач Комитет может быть досрочно распущен решением собрания жителей. Члены Комитета работают на общественных началах, но по решению Собрания Председатель и секретарь могут работать на постоянной основе с оплатой их труда из средств, выделяемых из бюджета уличным комитетам на осуществление их задач.
Таким образом люди постоянно взаимодействуют с Комитетом и имеют возможность через Комитет решать все свои вопросы местного значения. Они имеют возможность быть услышанными, а их нужды будут учтены в плане социально-экономического и культурного развития города. Представитель жителей в горсовете знает своих людей - жителей своей территории, а они хорошо знают его, он напрямую связан с людьми. Механизм отзыва представителя в случае неудовлетворительной его работы - простой и быстрый – общее собрание жителей и их решение.
В порядке подготовки сначала мы читали законы:
Конституцию Украины, ст. 3,5, 140-143
Европейскую хартию о местном самоуправлении.
Дополнительный протокол к Европейской хартии о местном самоуправлении.
Закон Украины о местном самоуправлении.
Закон Украины об органах самоорганизации населения.
Постановление Верховной рады Украины об общем собрании жителей по месту жительства от 1993г.
Как люди могут самоорганизоваться? Сначала среди жителей находится лидер, который осознает необходимость создания ОСН, владеет этим вопросом на законодательном уровне. Он собирает хотя бы небольшую группу активистов, помощников. Все вместе совершенствуют свое владение законодательной базой и все вместе общаются с жителями своей территории - проводят беседы, знакомят с законами.
Беседуя с разными людьми я нашла помощников и мы создали инициативную группу из 4-х человек. Мы решили на наших 6-ти улицах создать ОСН (уличный или квартальный комитет). Зафиксировали создание нашей инициативной группы Протоколом № 1. Уже вчетвером продолжили разговаривать с людьми. Я готовила объявления, приглашения жителей на собрание, заявления, уведомления в горсовет, районную администрацию и полицию.
В одну из наших встреч друзья дали нам случайно обнаруженное Решение 5 сессии 6 созыва Харьковского горсовета от 23.02.2011г. «Про надання дозволів на створення ОСН» с приложением, в котором был перечень уже созданных ОСН. Мы с удивлением увидели в этом списке фамилию Председателя нашего Уличного комитета Ирины Анатольевны Корнющенко. Председатель Уличного комитета у нас была и мы ее знали – обращались к ней за справками с места жительства по необходимости. Но мы даже не догадывались, что наш уличный комитет, состоящий из Председателя в единственном числе – это Орган Самоорганизации Населения. Никто у нас не самоорганизовывался, инициативу по созданию Уличного комитета не проявлял и выборов у нас никогда не было. Собраний о, якобы, образовании Уличного комитета никаких не было. И. А. Корнющенко является Председателем с 2001 года, и за 16 лет никакой ее деятельности, кроме выдачи справок, не наблюдалось. Т. е. всё как и было, так и осталось, но по документам оказалось, что с 23.02.2011г. жители нашей территории создали ОСН – Уличный Комитет.
Подчёркиваю, что не менее, чем один раз в год Председатель Уличного комитета должен проводить Сборы жителей, на которых обязан отчитаться в своей работе, получать от жителей оценку своей работы путем голосования: за продление его полномочий или против. У людей есть механизм отзыва, это возможность переизбрать Председателя Уличного комитета в случае его неудовлетворительной работы.
В нашем случае произошла имитация создания ОСН. Никаких Инициативных групп не было. Общих сборов, на которых должен выбираться Комитет и его состав, приниматься Положение про Уличный комитет и План социально-экономического и культурного развития не было. Избираться Председатель Уличного комитета должен на Сборах тайным голосованием (т.е. это бюллетени и урны для голосования, счетная комиссия). это большое событие для территории, на которой эти выборы происходят, и пройти незамеченными они просто не могут. Голосование считается законным, если в нем приняли участие не менее 50% + 1 человек от общего количества проживающих на этой территории жителей старше 18-ти лет. На территории, которую определили нашему Уличному комитету проживает 2068 человек, т.е. должны были участвовать не менее 1035 человек. Или должна была состоятся Конференция. В этом случае на каждой улице должно было пройти общее собрание, которое утвердит своих Представителей на Конференцию. В этом случае от улицы должно собраться 50% + 1 человек и должны быть выбраны 1-3 представителя, которому жители доверят от их имени выбрать Председателя Уличного комитета и его членов на Конференции.
Таких комитетов было, якобы, создано сразу 16. То есть сразу на всей этой огромной территории одновременно прошли Сборы людей, почти по 1000 человек на каждом участке. Средства, которые согласно ст. 16 предоставляются Уличному комитету из бюджета горсовета для осуществления его задач никто не видел и ничего об этих средствах не слышал. Дом, в котором ранее Уличный комитет вел прием граждан давно стоит закрытый. Итак, мы поняли, что у нас создан фиктивный ОСН. Назначен сверху Председатель Уличного комитета, выдающая справки и получающая от горсовета деньги (мы нашли Приказ Харьковского горсовета №55 от 25.12.2015г. и № 36 от 14.06.2016г. «Про здійснення додаткового матеріального заохочення органів самоорганізації населення Фрунзенського району м. Харкова за ІІ квартал 2016 р.»).
Мы всё таки решили действовать и продолжать процедуру создания ОСН на тех улицах, которые мы определили. Поэтому мы стали готовить собрание и провели его.
О том, что будут проведены Сборы жителей надо заранее сообщать в горсовет, в районную администрацию, депутату и начальнику районного отделения полиции. Всех необходимо приглашать присутствовать на Сборах, что мы и сделали.
На Сборах сразу все пошло не по плану. Мы пришли на место Сборов за полчаса с необходимыми документами. Член инициативной группы Антон поставил свой микроавтобус, где можно было держать необходимые вещи. Люди начали подходить заранее. В основном люди старшего поколения. Также до начала Сборов появились три представительницы администрации нашего района. Мы предложили им зарегистрироваться в протоколе. Зарегистрировалась только зам. главы администрации Немышлянского района Людмила Николаевна Литовченко. Две другие женщины отказались зарегистрироваться. Впоследствии мы узнали, что одной из них была Елена Марковна Петренко - заведующая сектором по работе с ОСН. О третьем лице до сих пор информации нет. Как только они пришли, сразу подошли ко мне и сразу начали делать различные замечания.
Пришло время открывать Сборы. Людей собралось много и мы решили начинать. Антон начал говорить, но очень неуверенно, заикаясь, поэтому я перехватила инициативу и начала говорить, для чего мы все собрались. Представила нашу инициативную группу. Сказала, что мы предлагаем всем желающим присоединиться к нам. Но вместе со мной одновременно начала говорить и Л. Н. Литовченко. Она начала домогаться ответа на вопрос, почему мы не проверяем паспорта всех, кто пришел на собрание: «Почему вы не записываете паспортные данные? Ваши сборы нелегитимны. У вас недостаточное количество людей, здесь не будет 50%». Я вынуждена была ей объяснить, что это не общее
собрание и здесь не обязательны 50%. О паспортах мы действительно не догадались людей предупредить, но для первого собрания это было не очень важно - многих мы знали в лицо, это наши жители, а других могли позже проверить по необходимости по их адресам. Л. Н. Литовченко очень мешала, просто не давала возможности вести собрание. Несколько раз я просила ее дать мне возможность говорить. «Так вы же нас пригласили, вот мы и пришли и имеем право голоса». «Пригласили. Вот и стойте, как приглашенные и не мешайте вести собрание». Но все требования были безрезультатными, они говорили все втроем, а Л. Н. Литовченко не останавливаясь говорила рядом со мной. Пришла на Сборы также И. А. Корнющенко - Председатель на сегодня существующего фиктивного уличного комитета. Она стояла молча с видом очень обиженного человека.
В числе официально приглашенных на наших Сборах присутствовали и наши единомышленники и помощники, люди, которые хорошо владеют вопросами по созданию ОСН. Присутствовали: Федор Белов - организатор ОСН на своей улице (пер. 1-й Механизаторский в Московском районе), Наталья Данильченко организовала ОСН (домовой комитет в Киевском районе), Алла Пащук организовала ОСН (домовой комитет в Шевченковском районе, участвует в заседаниях постоянных комиссий горсовета, требует от депутатов соблюдения законности), Дмитрий Гриб и Ольга Авилова хорошо знают законы и постоянно принимают участие в подготовке людей к процессу создания ОСН. Я представила их участникам нашего собрания и не успела объяснить, что они пришли к нам из разных районов для того, чтобы поделиться своими достижениями. Л. Н. Литовченко начала, перебивая меня, громко выражать свой протест, будто люди из других районов не имеют права присутствовать на Сборах, и выступать. Мне понадобилось много усилий, чтобы докричаться до нее. Я объяснила, что они не собираются голосовать.
Н. Данильченко рассказала о своем ОСН и ей удалось донести до наших людей необходимую информацию. Затем выступил Ф. Белов. Он также сумел донести свои мысли.
От полиции никто не прибыл, несмотря на наше приглашение. Наконец, не имея возможности прекратить беспорядок, учиненный представителями администрации я решила вызвать полицию, что и сделала. Прибыли полицейские на своей машине и стали в стороне. Когда Л. Н. Литовченко в очередной раз мешала мне говорить, я позвала полицейских к нам и объяснила, что представители администрации мешают нам проводить Сборы. Я воспользовалась тем, что Л. Н. Литовченко оставила меня в покое, инициировала голосование за утверждение инициативной группы, потому что эти сборы иначе будут напрасными. Мы с трудом успокоили людей, докричались и проголосовали.
Люди разделились на 2 группы. Одна — сторонники Председателя И.А. Корнющенко вторая - люди, желающие перемен. Люди больше всего боялись, что никто им не будет выдавать справки с места жительства и что вообще И.А. Корнющенко будет к ним плохо относиться и строить козни. Я выяснила также для себя такую новость – оказывается у нас есть 5 известных самогонщиков. Они тоже забеспокоились, звонили ругались, что мы хотим нарушить их спокойную жизнь (позже нам объяснили, что самогонщиков «крышует» участковый и нам, если мы станем комитетом, надо будет с ним как-то взаимодействовать, а те, кто принимает металлолом и макулатуру под «опекой» прокурора).
Благодаря собранию наша инициативная группа выросла до семи человек. И мы будем рады любому, кто к нам присоединится и поможет в подготовке и проведении наших общих Сборов, на которых мы и выберем Уличный комитет.
114 человек поставили подписи, подтверждая, что они не участвовали в выборах существующего Уличный комитет и не голосовали за Председателя И.А. Корнющенко.
Мы решили от имени Инициативной группы пойти к И.А. Корнющенко и подать ей подготовленное заявление, в котором требовали выдать нам протокол собрания жителей по месту жительства о создании Органа самоорганизации населения - Уличного комитета, участников собрания по месту жительства согласно Закону Украины «Об органах самоорганизации населения» и Положение об Органе самоорганизации населения, утвержденный собранием жителей по месту жительства.
Пришли к И.А. Корнющенко на прием в четверг, 10.11.2016г. к 9.00 утра. Мы дождались своей очереди и наконец вошли в кабинет. Подали запрос на получение информации о составе Уличного комитета. И.А. Корнющенко отказалась его принять. Мы настаивали, обосновывая это тем, что она должна жителям предоставлять любую информацию, которая касается уличного комитета и его работы. И.А. Корнющенко категорически отказалась предоставлять нам какую - либо информацию. Состав уличного комитета - это оказывается большая тайна. Тогда мы составили Акт об отказе принять запрос. Я попросила И.А. Корнющенко подписать этот акт. Это она тоже отказалась сделать. Тогда мы заявили, что вызываем полицию, поскольку ее действия неправомерны. И.А. Корнющенко сразу начала звонить своему, как она сказала, начальнику - заведующей сектором по работе с ОСН Е.М. Петренко. Потом И.А. Корнющенко крикнула всем посетителям, чтобы заходили в кабинет: «вот, эти лица мешают вести прием. Сейчас они еще и полицию будут вызывать и я не смогу выдавать вам справки.» Люди конечно все загудели недовольно. Появилась Е.М. Петренко и начала нам доказывать, что мы не имеем права ничего требовать. Мы настаивали, что состав Уличного комитета - это не секрет для жителей. Затем прибежала зам. Главы Администрации района Л. Н. Литовченко, спросила, о чем мы просим и сказала: «Здесь ничего страшного. Принимайте запрос. » Только после этого наша Ирина Анатольевна приняла у нас запрос. Но запрос о том, какое количество жителей проживает на подведомственный ей территории она у нас не приняла. Объяснила это тем, что она не ведет учет жителей и не должна его вести. То же самое в отношении плана социально-экономического и культурного развития - она его вроде не должна разрабатывать, это делает горсовет по ее мнению. Е.М. Петренко сказала нам, что с вопросом о количестве жителей на наших улицах надо обращаться в Департамент регистрации Харьковского городского совета.
Мы пошли в Департамент регистрации в отдел регистрации места проживания Фрунзенского района. На дверях отдела висит объявление: «Уважаемые граждане, зарегистрированные в частном секторе Фрунзенского района, Отделом регистрации справки о регистрации места жительства не выдаются. По всем вопросам обращаться в уличные комитеты.». Мы все же уговорили начальницу Отдела принять наши запросы. (запросы написаны от каждой улицы отдельно). Затем мы вернулись к Е.М. Петренко и сообщили ей об объявлении на дверях отдела регистрации. При этом она продолжала утверждать, что Уличный комитет не должен вести учет жителей и не дает таких справок.
01.12.2016г. мы всей инициативной группой пришли к депутату В.М. Ильенко Подали наши заявления и приложения к ним (опросные листы со списками жителей, Протокол наших Сборов). Разговор с депутатом В.М. Ильенко мы записали на диктофон:
Ми: Ми хочемо створити Вуличний комітет. Для цього провели вже перші збори жителів. Але в ході підготовки узнали про те, що ОСН вже створений без нас, але від нашого імені. Ніхто на наших вулицях його не обирав.
Депутат: Такого не може бути. Були вибори. Комітет у вас є. Діючий.
Ми: Ніхто з жителів не голосував, ми зібрали підписи, які це підтверджують.
Депутат: Я вам не вірю.
Ми: Як ви можете нам не вірити? Та не вірити всім людям, які підписались про це?
Депутат: Підписала невелика частка (114 осіб!). Це ви просто не пом’ятаєте, що були на виборах. Та все це тільки слова, те що ви розповідаєте.
Ми: Ми хочемо зробити дійсно діючий ОСН на маленькій території, так щоб можливо було збирати людей.
Депутат: Ні, це не можливо. Не все так просто, як ви собі уявляєте. Виділяються гроші на зарплати головам комітетів з Адміністрації районів. Ми не можемо створювати комітети на кожній вулиці. Скільки ж то треба коштів, в бюджеті їх немає.
Ми: Але за законом про ОСН так повинно бути. Люди самі повинні визначати і територію, і що вони будуть робити на цій території. І гроші повинні виділяти не на зарплати головам, а на здійснення повноважень ОСН – на ремонти, будівництво, розвиток території.
Депутат: Це не той закон.
Ми: Як це не той? Це Закон України, діючий на сьогоднішній день.
Депутат: Не той. Самоорганізація… це ви щось плутаєте. Голова вуличного комітету ніяких повноважень не має. Вона не має права писати в департаменти. Вона тільки доносить інформацію в Адміністрацію району. Це взагалі просто інформатори, стукачі. Можуть вони тільки видавати довідки та прийти до вас і сказати, щоб ви навели порядок біля будинку. Фінансування ніякого немає. Дороги ваші навіть на балансі не стоять. Я голова адміністрації Комінтернівського району, я це знаю. Майном на своїй території ви теж не можете розпоряджатися, це майно громади. Ви можете зробити тільки перевибори на тій території, яка є. Але нічого не поміняється. Ви, здається, вийшли на пенсію, та від нічого робити турбуєте людей, щоб задовольнити свої амбіції (це до мене). Працюйте з тим головою, який є. А якщо якісь проблеми, то приходьте до мене і просіть, я зроблю те що зможу.
06.12. 2016. на наш запрос мы наконец получили пакет документов о нашем ОСН №11 (заявление на получение разрешения на создание ОСН, Протокол сборов №1 и №2, список жителей, якобы, присутствовавших на этом собрании, Положение, состав Уличного Комитета). Мы сразу обнаружили в этих документах много нарушений. А именно:
- все документы написаны вручную одним почерком, создается впечатление, что писались они все в один день и за один прием;
- заявление без даты, без подписей, без печатей и любых отметок о том, что его кто-то регистрировал;
- список жителей один на два Протокола;
- в каждом Протоколе указанно одно и то же количество жителей: 946 - проживает на этой территории, а 430, якобы, принимали участие в Сборах. Это количество - меньше, чем 50% + 1 человек;
- список нам предоставили без подписей жителей, объясняя это защитой личных данных. Но подписи не несут никакой информации о человеке. Они лишь свидетельствуют о том, что человек подтверждает свое присутствие на выборах;
- в списке фигурируют люди, которые в опросном листе подписались о том, что не принимали участие в выборах.
Не избирались председательствующий и секретарь Сборов, не указан район в городе и город. Не указано от каких улиц собрались жители на Сборы. А указанное по адресу пер. Осипенко, 12 помещение не в состоянии поместить 430 человек. И кроме того
из этих документов следует, что проводилось открытое голосование, а по закону избрание комитета должно проводится тайным голосованием.

Общие Сборы мы отложили до весны. Начались морозы, улицы замело снегом, очень трудно передвигаться, особенно пожилым людям. Кроме того, нужно разобраться с полученной информацией, с ответами на запросы и заявления и хорошо продумать наши следующие шаги.

М. А. Шехирева

2 коментарі: