Механизмы снижения жилищно-коммунальных тарифов абсолютно реальны и могут быстро дать результат

Многие годы бюджет недофинансирует капремонты на предприятиях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, сами предприятия и местные "царьки" только брали деньги из бюджета и из карманов жителей через жилищно-коммунальные тарифы, но не вкладывали их ни в ремонты, ни в модернизацию, обновляющую жилищно-коммунальное хозяйство. Либо вкладывали выделенные средства малоэффективно.
Для получения большей прибыли выгодно расходовать больше ресурсов. Больше израсходовали природного газа — получили большую прибыль, повысили его стоимость — большую прибыль получило теплоснабжающее предприятие, больше установили при ремонтах некачественных материалов — больше прибыль.
Здесь имеет значительное влияние и психология многих начальников: «Если менять аварийные участки инженерных коммуникаций на качественные трубы и запорную арматуру, то кому я буду нужен через 5-8 лет» и т.п.
Десятилетия халатного отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и руководителей предприятий к своим обязанностям привели к тому, что имущество фактически уничтожено и требует колоссальных затрат на восстановление.
Большая часть ЖКХ оказалась в аварийном состоянии. Степень изношенности в жилом фонде, в трубопроводах тепло-водо-газоснабжения и водоотведения более 60%. Более 65% энергоблоков выработали приемлемый для мировой практики предел физического износа. Тепловые энергосети (40% всей выработки электроэнергии) и электросети Украины изношены на 70%,а оборудование генерирующих компаний — до 90%.
Считаю, что формирование тарифа от достигнутых расходов (расходы по сбыту тепловой энергии определяются на основании результатов анализа фактического уровня расходов за предыдущие годы) и включение в тариф затрат прошлых периодов порочно. В то же время предприятие может получать дополнительную прибыль за счёт уменьшения расходов до уровня ниже планового без пользы для населения.
Таким образом, тариф определяется как сумма полной плановой себестоимости и планируемой прибыли на осуществление инвестиционной деятельности предприятия. В тариф стали включать расходы по созданию капитала, направляемого на капитальные инвестиции. При этом население, которое является потребителем и в тарифе оплачивает инвестиционные вложения инвестором не признано.
Ответственность за существующее положение дел с тарифами в равной мере лежит как на правительстве Украины (рост цен на топливно-энергетические ресурсы, оборудование, материалы и т.д.), так и на органах местного самоуправления (обеспечение снижения расходования ресурсов на предприятиях, оказывающих ЖКУ). Положение запущено до такого уровня, что у бюджета отсутствует возможность финансирования капремонтов инженерных коммуникаций и оборудования этих предприятий хотя бы в минимально необходимом объёме. Та же ситуация с платежной возможностью жителей, на которых хотят переложить все эти расходы (попытка паразитирования бюджета за счёт населения). Каков же выход из создавшейся ситуации?
Решить проблему можно только меняя методологию формирования тарифа. Для Кабинета министров Украины и органов местного самоуправления надо ввести механизм не допускающий игнорировать свои прямые обязанности: создать мероприятия, направленные на снижение тарифов с конкретными сроками их реализации и экономическими эффектами по годам.
Если не будут достигнуты задекларированные результаты, обязать ежегодно снижать тарифы с помощью компенсации недостающей разницы из местного или государственного бюджета .



29.03.2016 А.М.Ломазов

Немає коментарів:

Дописати коментар